Доступная среда

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждения является:

-       Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

-       Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов  осуществляется через оказание  квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнка с ОВЗ с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В основе коррекционной работы — взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий — индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ)  всех участников образовательного процесса: воспитателей, специалистов образовательного учреждения (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).

Усилия специалистов   направлены на работу по следующим направлениям:

-       реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

-       выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-       организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

-       коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

-       формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

Условия в ДОУ для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

О доступности образовательных услуг для инвалидов и детей с ОВЗ.

В учреждение разработана адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи  и адаптированные образовательные программы для детей инвалидов.

Ребенок – инвалид и дети с ОВЗ, посещающие МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» на сегодняшний день,  не нуждаются в сопровождающих  их лицах, специальном оборудовании и приспособлениях.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении оборудовано 13 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка»  и ФГОС ДО. 

В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).

В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших группах – уголки ряженья.

Спорт и музыка.

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован музыкально — физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, образовательная деятельность, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

Физкультурный зал -  имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Музыкальный зал - для развития музыкальных способностей детей музыкальный зал оснащен современным оборудованием: проект, электронное пианино, ноутбук, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет учителя-логопеда.

В МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедический кабинет:

Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Оснащение кабинета:

-       зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;

-       зеркала для индивидуальной работы;

-       шкафы для хранения пособий;

-       столы для детей;

-       стулья детские;

-       стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией;

-       ноутбук.

Учебно-методические пособия:

для коррекционной логопедической работы:

-       по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

-       по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

-       по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

-       по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:

-       счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

картотеки:

-       атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.

пособия и материалы:

-       на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри);

-       на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);

-       по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза).

Кабинет педагога-психолога

-       В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.

-       Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. 

-       Кабинет педагога-психолога изолирован, его можно легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.  

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога.
Учебная - обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья по количеству детей в подгруппе (до 5-ти человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, детский компьютерный стол с компьютером; учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа .
Двигательная - обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т.д

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях:

-       печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

-       электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы и др.);

-       аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

-       наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

-       демонстрационные (муляжи, стенды, модели демонстрационные);

-       спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.);

Библиотека.

Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.

Методический кабинет.

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Средства обучения и воспитания сформированы по видам:

-       методическая литература;

-       наглядно-методические пособия;

-       дидактические пособия;

-       наглядно-дидактические пособия;

-       наглядные пособия.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

-       Конструктивные особенности МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка»  не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.  

-       Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», наружным и внутренним видеонаблюдением. 

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

- В МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10 — дневным меню.

- Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется медицинский кабинет и процедурный. 

В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору  с МУ ЦГБ «Детская поликлиника» города Урай, в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры).

Функционирует психолого-педагогический консилиум МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка». Целью  ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

-       проведение профилактических осмотров;

-       мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

-   осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

-       обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

-       осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

-       осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.

Каждая возрастная группа имеет отдельный прогулочный участок.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

-       интерактивная доски с комплектом программного обеспечения (в каждой возрастной группе);

-       магнитофоны — в каждой возрастной группе;

-       ноутбуки — в каждой возрастной группе;

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием.

О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.